общеобразовательным программам - образовательным программам
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования»,
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»; постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
22 декабря 2014 г. № 1601 ( ред. От 13.05.2019) «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
Распоряжение Минпросвещения России об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность от 6.08.2020г. №Р-75.
1.2.Положение о логопедической помощи
регламентирует деятельность
МБОУ «Начальная школа-детский сад №21 г.Сальска (далее Организация) в
части оказания логопедической помощи обучающимся и воспитанникам,
имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее обучающиеся)
и трудности в усвоении ими основных общеобразовательных программ (в
том числе адаптированных).
1.3. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
2
-организация
и
проведение
логопедической
диагностики
с
целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся;
-организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;
-организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям);
-консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1.Логопедическая
помощь
оказывается
организацией
любого
типа
независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетево й
формы реализации образовательных программ.
2.1.При
оказании
логопедической
помощи
Организацией
ведётся
документация:
-Программы и (или) планы логопедической работы
-Годовой план работы учителей-логопедов
-Расписание занятий учителей-логопедов
-Журнал учёта посещаемости логопедических занятий
-Отчётная документация по результатам логопедической работы
речевые
-Индивидуальные
карты
обучающихся,
получающих
логопедическую помощь.
2.2.Срок и порядок хранения документов не менее трёх лет с момента
завершения оказания логопедической помощи и определяется локальным
нормативным
актом
организации,
регулирующим
вопросы
оказания
логопедической помощи.
2.3.Количество
штатных
единиц
учителей-логопедов
определяется
локальным нормативным актом Организации, исходя из:
3
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчёта 1
штатная единица учителя-логопеда на 5(6) – 12 указанных обучающихся;
2)
количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психолого-
педагогического консилиума (далее ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации из рекомендуемого расчёта 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведённой учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчёта 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4.Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей)
на
проведение
логопедической
диагностики
несовершеннолетних обучающихся.
2.5.Логопедическая диагностика осуществляется
два раза в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью
не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся по
несовершеннолетних
запросу
родителей
обучающихся,
(законных
педагогических
представителей)
работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и
(или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью
составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
4
По
запросу
внеплановых
педагогических
диагностических
работников
мер
в
возможна
отношении
организация
обучающихся,
демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае
инициации
внеплановых
диагностических
мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения
устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду.
После
диагностические
2.6.Списочный
логопедической
получения
обращения
учитель-логопед
проводит
мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
состав
обучающихся,
помощи,
нуждающихся
формируется
на
в
основании
получении
результатов
логопедической диагностики с учётом выраженности речевого нарушения
обучающихся, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на
логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года
по мере освобождения мест. Отчисление обучающихся с логопедических
занятий
осуществляется
по
мере
преодоления
речевых
нарушений,
компенсации речевых особенностей конкретного ребёнка. Зачисление на
логопедические
занятия
обучающихся,
нуждающихся
в
получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта руководителя Организации.
2.7.Логопедические занятия с обучающимися проводятся в групповой,
подгрупповой и индивидуальной формах. Количество и периодичность
определяется учителями-логопедами с учётом выраженности речевого
нарушения обучающихся, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8.Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учётом режима
работы Организации.
2.9.Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителями-логопедами
на
основании
рекомендаций
ПМПК,
ППк
и
результатов логопедической диагностики.
5
2.10.Логопедические
занятия
оборудованных
учетом
обучающихся
с
и
должны
особых
состояния
их
проводиться
в
помещениях,
образовательных
здоровья
и
потребностей
отвечающих
санитарно-
гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за
ставку
заработной
предусмотренная
платы,
а
также
другая
педагогическая
работа,
трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом,
-
методическая,
подготовительная,
организационная и иная.
2.12.
Консультативная
деятельность
учителя-логопеда
заключается
в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование
о
задачах,
специфике,
особенностях
организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
- информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1 Содержание и формы деятельности учителя-логопеда
по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования определяются с учетом локальных
нормативных актов Организации.
3.2 На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
6
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации.
3.3 Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4
Положения.
3.4 Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении
по
дошкольного
адаптированной
образования,
основной
образовательной
определяется
выраженностью
программе
речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий).
3.5.Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут
для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут
для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут
для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут
для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении
по
адаптированной
основной
образовательной
программе
дошкольного образования – не более 10 человек;
4. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего образования
4.1 Содержание и формы деятельности учителя-логопеда
по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ начального общего образования определяются с учетом локальных
нормативных актов Организации.
4.2 Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
7
4.3 Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении
по
адаптированной
основной
образовательной
программе
начального общего образования, определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной общеобразовательной
программы и составляет (в форме групповых и (или) подгрупповых занятий)
не менее двух-трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических
занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2)
для
учащихся,
рекомендациями
обучающимся,
имеющих
об
заключение
оказании
испытывающим
общеобразовательных
ППк
(или)
ПМПК
психолого-педагогической
трудности
программ,
и
развитии
в
и
с
помощи
освоении
основных
социальной
адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью
речевого
нарушения
и
составляет
(в
форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий) не менее двух
логопедических занятий в неделю;
3)для
учащихся,
имеющих
риск
возникновения
нарушений
речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Организацией.
4.4 Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном) классе – 1 классах – групповое занятие – 35-40
минут, индивидуальное – 20-40,
во 2-4 классах – групповое занятие – 40-45 минут, индивидуальное –
20-45 минут
4.5 Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
8
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования – не более 6-8 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
обучающимся,
оказании
испытывающим
психолого-педагогической
трудности
в
освоении
помощи
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более
6-8 человек;
3)
для
учащихся,
выявленный
наполняемость
по
имеющих
итогам
группы
риск
возникновения
логопедической
определяется
в
нарушений
диагностики,
соответствии
с
речи,
предельная
программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Организацией.
9