баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть
приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем
успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.
1.5. Для оценки учащихся с различными формами умственной отсталости в ходе
промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные
задания с учетом того уровня, которого данная категория детей смогла достичь в процессе
обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения
результатов со сверстниками.
1.6. В ходе текущего контроля успеваемости педагоги могут определять и использовать иные
методы (критерии) оценки знаний обучающихся.
1.7. Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации проводятся согласно учебному плану АООП
2. Текущий контроль успеваемости
2.1. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность, сроки проведения, обязательные
формы и их количество), с учетом особенностей психофизического развития детей,
определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и
отражается в рабочем варианте АООП.
2.2. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах (без выставления отметок в
первом классе).
2.3. Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию. Эта функция
проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате
проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на
определенном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные
знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.
2.4. Целями текущего контроля успеваемости являются:
- определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период проверки
тем и разделов учебных программ;
- обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся
доступного им объема программного материала, принятие своевременных мер к устранению
этих пробелов, предупреждения неуспеваемости учащихся;
- обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение
элементов коррекции в индивидуальные планы.
2.5. Формами текущего контроля успеваемости могут быть оценка устных ответов
обучающихся, самостоятельной, практической и контрольной работ.
2.6. В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами МБОУ №
21 г. Сальска разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот
уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать
степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных
программ на время проверки.
3. Промежуточная аттестация
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия
содержания, уровня и качества обучения учащихся начальной школы, по завершении
определенного временного промежутка (четверть, полугодие, год), требованиям действующих
АООП, степени и полноты освоения программ для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в доступном для них объеме знаний по годам обучения.
3.2. Цели промежуточной аттестации:
- определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков, требованиям АООП;
- оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения;
- диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам (ЗУН) АООП;
- обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс.
3.3. Задачи промежуточной аттестации:
- установление фактического уровня приобретенных знаний, умений и навыков по предметам
учебного плана (кроме предметов коррекционной направленности);
- соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих АООП с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, имеющих различный уровень
развития и реабилитационный потенциал;
- контроль выполнения АООП, учебных планов в соответствии с календарным учебным
графиком;
- формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей индивидуальной
образовательной траектории учащегося;
- повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений
учащегося.
3.4. Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 4-х классах в конце каждой четверти,
полугодия и учебного года учителями, в сроки, установленные календарным графиком МБОУ
№ 21 г. Сальска.
3.5. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс.
3.6. В первом классе промежуточная аттестация не проводится, т.к. в этих классах исключается
система балльного (отметочного) оценивания. В течение этого периода оценки учащимся не
выставляются. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей
цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.), а также при неправильном ответе
ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускается лишь словесная
объяснительная оценка.
3.7. Результат продвижения обучающихся в развитии в этот период может определяться на
основе анализа (1 раз в полугодие) их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
развития речи.
4. Критерии оценивания успешности продвижения учащихся с легкой и умеренной
степенью умственной отсталости.
4.1. Выставляемые оценки учащимся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости не
могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду
значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной
деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения
школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора,
поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом.
4.2. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по АООП
НОО и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо
использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, воспитанников
по категориям: - с легкой умственной отсталостью; - с умеренной (средней) умственной
отсталостью; - со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
4.3. При планировании предполагаемых результатов по освоению АООП по предметам,
педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из
его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать
определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
4.4. Оценка обучающихся по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока,
осуществляется по четырехбалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому
предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также
педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
4.5. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную
контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить
контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний
дни недели
4.6. Проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется
систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков необходимо
учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние
их эмоциональноволевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей
можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ
обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за
плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с
нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные
стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе
выполнения работы и т.п.).
5. Оценка обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости по
предметам обучения при промежуточной аттестации.
5.1. Чтение и развитие речи.
5.1.1. Отметки за учебный предмет «Чтение и развитие речи» учащимся в ходе промежуточной
аттестации выставляются за технику чтения, согласно критериям, изложенным в Приложении
5.2. Русский язык (письмо) и развитие речи.
5.2.1. Знания и умения учащихся легкой и средней степени умственной отсталости по русскому
языку оцениваются на основе устных ответов и письменных работ.
5.2.2. Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков
учащихся. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а)
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г)
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
5.2.3. К контрольным письменным работам относят, как правило, контрольное списывание,
контрольный диктант и грамматический разбор. Основными видами контрольных работ во 2-4
классах являются списывание и диктанты.
5.2.4. При оценке устных ответов, письменных работ и грамматического разбора следует
руководствоваться критериями, изложенными в Приложении.
5.3. Математика.
5.3.1. Текущий контроль успеваемости (знаний и умений) учащихся по математике
оцениваются по результатам индивидуального и фронтального устного опроса, текущих
письменных работ. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется, как правило,
путем выполнения контрольных письменных работ.
5.3.2. По своему содержанию письменные контрольные работы при промежуточной аттестации
могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и
объема проверяемого материала.
5.3.3. Объем контрольных работ должен быть таким, чтобы на их выполнение учащимся
требовалось не более: во 2-3 классах 25 – 40 мин, в 4 классах 35 – 40 мин. Причем за указанное
время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
5.3.4. Общие критерии оценивания за устные ответы и письменные работы по математике,
определены в Приложении.
5.4. Трудовое обучение
5.4.1. При промежуточной аттестации оценивается умение учащихся выполнять практические
работы – поделки из предложенного материала.
5.4.2. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа
учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности, готовит
необходимый поделочный материал и инструменты, знакомит обучающихся с заданиями,
учитывающими индивидуальные возможности каждого.
5.4.3. Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности
учеников (умением изготовлять различные поделки) и уровнем развития речи (умением дать
словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).
5.4.4. Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для воспитанников, с учетом
отработанного материала программы, возможностей конкретного ученика и материальнотехнического обеспечения, готовит необходимый материал и инструмент для промежуточной
аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога.
5.4.5 Критерии для оценивания приведены в Приложении
5.5. Физическая культура
5.5.1. При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, согласно рекомендациям врача: уровень физического развития,
двигательные возможности и последствия заболеваний учащихся (структура дефекта).
5.5.2. Успеваемость оценивается по четырехбалльной системе.
5.5.3. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание
благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное
выполнение:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
- как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
- как относится к урокам;
5.6. Музыка и пение
5.6.1. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный
педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего
образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как
совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и
предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников.
5.7. Изобразительное искусство
5.7.1. Программа обучения для детей с умственной отсталостью школьного возраста
изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и
физического развития, эмоционально-волевой сферы с целью формирования лучших
положительных личностных качеств человека.
5.7.2. В процессе преподавания изобразительного искусства решаются задачи приобщения
учащихся к творческому социально значимому труду, использования
изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной
отсталостью на всех этапах обучения в школе.
6.9.3. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» в
обобщенном виде приведены в Приложении
Приложение:
VI. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений
обучающихся (I, II уровень)
6.1. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся
VIII вида. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла
принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые
примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает
аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребёнка.
Оценка «1», «2» не ставится в журнал.
6.2. При оценке письменных работ по предмету письмо и развитие речи следует
руководствоваться следующими нормами:
I-IV классы
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;
- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
6.2.1. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической
ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
а) За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове
(например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это
правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в
предложении.
6.2.2. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена
согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении
оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
6.2.3. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у детей.
6.2.4. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов
обучающихся.
6. 2. 5. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий,
правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2
исправления;
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется
с одним из заданий;
Оценка «2» не ставится.
6.2.6. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов
по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с
грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в
предыдущих.
6.2.7. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды
контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.
6 2.8. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив
орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными
обучающимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3
орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не
менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы,
частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс – 20-25 слов,
4 класс – 30-35 слов,
5 класс - 45-50 слов,
6-7 класс – 65-70 слов,
8-9 класс – 75-80 слов.
6.3. Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом
учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
6.3.1. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо
комбинированными.
6.3.2.Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:
во 2 - 3 классах - 25-40 минут, в 4 классе- 35-40 минут, причем за указанное время
обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.
6.3.3. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или
1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и
несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса),
математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные,
измерительные задачи или другие геометрические задания.
6.3.4. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма,
неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в
процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий,
нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей,
чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
6.3.5. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
- оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
- оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть
других заданий;
- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
6.3.6. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
6.3.7. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение
задач на вычисление площадей, периметра и т.д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление
или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при
измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены
ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических
фигур буквами.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание
успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы,
пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных
умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока.
Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики,
которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной
работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными.
Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
6.4.4. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года
Таблица №1
Класс
1 уровень
(без нарушения
произношения)
слов/мин
1
2
3
4
8 - 10
15 - 20
25 - 30
35 - 40
2 уровень
(незначительные
речевые
нарушения)
слов/мин
5
10 - 15
15- 25
30-35
3 уровень
(выраженные
нарушения речи,
отсутствие речи)
Проводится
с
учетом
индивидуальных особенностей
и
потенциальных
возможностей обучающегося,
отслеживается
динамика
относительно самого ребёнка
(учитываются буквы, слоги,
отдельные слова)
6.4.5. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается,
прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им
затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
II класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение
целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками
короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно,
последовательно);
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже
легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с
помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на
вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
- оценка «2» не ставится.
III—IV классы:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя
самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и
может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с
незначительной помощью;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по
слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе —
логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания,
но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова —
по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и
смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и
способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;
Оценка «2» не ставится.
6.5. Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных
классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
6.5.1. Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для воспитанников, с учетом
отработанного материала программы, возможностей конкретного ученика и материальнотехнического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для
промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога.
6.5.3. Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации во 2-4 классах
выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и
практическую работу.
6.5.4.Критерии оценки обучающихся по предмету « Трудовое обучение».
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также
проанализировать и оценить качество своей работы;
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает
незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении
практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии
и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей
работы.
Оценка «2» не ставится.
6.6. При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического развития и
психического, двигательные возможности.
6.6.1. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;
- соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об
этом обучающимся.
6. 6.2. Критерии оценки по предмету физической культуры:
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет
физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя;
темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с
помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и
искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности
средний, но к концу урока снижается;
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и
частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп
деятельности на низком уровне.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребёнка.
6.7. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный
педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего
образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как
совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и
предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников.
6. 7.1. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка и пение»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных
произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять
знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные
музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных
произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные
произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии
исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественноэстетических видов деятельности.
Оценка «2» и «1» не ставится.
6.7.2.Эффективность занятий по предмету «Ритмика» оценивается педагогом в соответствии с
предполагаемыми результатами учебной программы по предмету. Важным параметром
успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям.
6. 7.3. Критерии оценки обучающихся по предмету «Ритмика»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно выполняет знакомые ритмические
упражнения, движения с предметами (лентой, мячом), танцевальные движения, отвечающие
характеру музыки, свободно ориентируется в пространстве;
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполняет по инструкции знакомые ритмические
упражнения, движения с предметами (лентой, мячом), танцевальные движения, отвечающие
характеру музыки, ориентируется в пространстве зала;
Оценка «3» ставится, если обучающийся способен выполнять по показу, по образцу знакомые
ритмические упражнения, движения с предметами (лентой, мячом), танцевальные движения,
отвечающие характеру музыки, ориентация в пространстве затруднена;
Оценка «2» и «1» не ставится.
7. 7. Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся
специальной (коррекционной) школы к творческому социально значимому труду,
использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с
нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.
7. 7.1. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает
предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их
оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для
рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет
неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.
Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные
цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы
и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его
проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой
рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен
видеть, чувствовать красоту природы, человека;
Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по
образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет
пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные
цвета и соотносить их с образцом.
Оценка «2» и «1» не ставится.
VII. Оценка продвижения обучающихся со сложным дефектом
и комплексными нарушениями в развитии (III уровень).
7.1. Обучение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, сложным
дефектом делится на несколько образовательных этапов, целью каждого из которых является
переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
7.2. Наиболее значимыми этапами являются:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или
вербально);
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
7.3. Норма оценивания при освоении обучающимся образовательных программ (относится
только к категории обучающихся 3 уровня):
Оценка «1», «2» – не ставится.
Оценка «3» - выполнение задания в сопряжённом режиме, хотя не наблюдается стойких
позитивных изменений (динамика нестабильная, неравномерная)
Оценка «4» – частичное, избирательное усвоение материала.
Оценка «5» – способность самостоятельно по образцу выполнять задания.