ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ДО) 2023-2024 уч.г.

1

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.5.1.
2.5.2.
2.5.3.
2.6.
2.7.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Пояснительная записка……………………………………………….
Целевой раздел Программы воспитания …………………………..
Цели и задачи воспитания ……………………………………………..
Основные направления воспитания ……………………………...........
Целевые ориентиры результатов воспитания………...........................
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем
годам)……………………………………………………………………...
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы………………………………………………………………...
Содержательный раздел Программы воспитания ………………..
Уклад образовательной организации ……………………………….....
Воспитывающая среда образовательной организации...……………..
Общности образовательной организации ……………………………..
Задачи воспитания в образовательных областях ……………………...
Формы совместной деятельности в образовательной организации ….
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников...
События образовательной организации ………………………………..
Совместная деятельность в образовательных ситуациях ……………..
Организация предметно – пространственной среды ………………….
Социальное партнерство……………………….………………………..
Организационный раздел Программы воспитания ………………
Кадровое обеспечение …………………………….…………………….
Нормативно – методическое обеспечение ……………………………..
Требования к условиям работы с особыми категориями детей ..…….

3
5
5
5
8
8
9
13
13
21
22
24
25
25
26
27
30
34
36
36
39
39

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее Программа воспитания) МБОУ
«Начальная школа – детский сад № 21» г. Сальска со статусом «казачье» для
детей дошкольного возраста 1,5-7 лет составлена на основе Федеральной рабочей
программы воспитания (п. 29 содержательного раздела ФОП ДО), основана на
воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как
высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России,
передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской
гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное
проявление
в
духовном,
историческом
и
культурном
развитии
многонационального народа России.
Программа
воспитания
предусматривает
приобщение
детей
к
традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В Программу воспитания включена система ценностей российского народа
в содержании воспитательной работы с детьми:
– Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
– Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
3

– Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
– Ценность познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
– Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
– Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
– Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления
воспитания.

4

1. Целевой раздел Программы воспитания
1.1 Цели и задачи воспитания
Общая цель воспитания в МБОУ - личностное развитие каждого ребёнка
сучётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации
детей на основе традиционных ценностей российского общества, что
предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному
и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами;
4) развитие ценностного отношения к культуре и истории Донского края.
Общие задачи воспитания в МБОУ:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
5) развитие у детей интереса к культуре и истории донского казачества;
6) создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории
и культуры родного края, способствующих зарождению личностных
смыслов.
1.2.Основные направления воспитания
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать
формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей
страны.

5

2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие
воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к
своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
"патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих
предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям
нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма
защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего
населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детсковзрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного
опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения
находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в
6

интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения
ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение
ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и
идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами
и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных
представлений, формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности
познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
3) В МБОУ проблема воспитания у детей познавательной активности
охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным
условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и
инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание
должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и
незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине,
становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное,
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности
человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование
ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение
элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее
охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к
жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека.

7

Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения
детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и
поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит
детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в
выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности
за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать
становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к
прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях,
развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через
обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности
влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира
ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный
мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная
обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
1.3.1 Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста(к трем
годам)
Направление
воспитания
Патриотическое
Духовнонравственное
Социальное

Ценности
Родина, природа
Жизнь,
милосердие,
добро
Человек, семья,
дружба,

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое "хорошо"
и "плохо".
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае

8

сотрудничество

Познавательное

Физическое
оздоровительное

Трудовое

Эстетическое

неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию "Я сам!".
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Познание
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
и Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Труд
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке. Стремящийся помогать
старшим в доступных трудовых действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности
в
самообслуживании, в быту, в игровой и других
видах деятельности (конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и другое).
Культура
и Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красота
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной,
словесно-речевой,
театрализованной и другое).

1.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на
этапезавершения освоения программы
Направления
воспитания
Патриотическое

Ценности

Целевые ориентиры

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий
чувство
привязанности
к
9

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое
оздоровительное

Трудовое

и Здоровье; жизнь

Труд

родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности
семьи
и
общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю,
проявлять
заботу;
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные
и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми. Владеющий основами
речевой
культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных
видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение
личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые
качества.
Демонстрирующий
потребность в двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам
их
деятельности. Проявляющий
10

Эстетическое

Культура
красота

трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
и Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на
уровне дошкольников:
 Проявляет постоянный и устойчивый интерес к познанию истории и
культуры Донского края;
 имеет представление o родном крае и малой родине, испытывает чувство
привязанности к родному дому, семье, близким людям;
 узнаёт флаг, герб, гимн России, символику Ростовской области и Сальского
района, символику станицы, уважительно к ним относится;
 имеет первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с
базовыми ценностями, нормами и правилами российского общества (Рег.
модуль).
Целевые ориентиры результатов духовно – нравственного воспитания
у дошкольников:
 Имеет представления о своем крае, об истории возникновения родного
города(поселка) и края, основных достопримечательностях, культурных и
природных богатствах Донского региона, труде людей;
 проявляет потребность в передаче информации об этом, осознанно
применяет знания в разных видах деятельности;
 проявляет устойчивый интерес к истории Донского казачества, гордится
боевыми подвигами казаков в войнах России;
 имеет представления о различных элементах русской традиционной
культуры: предметы быта, домашняя утварь, устройство жилища
специфика праздничного и повседневного костюма, национальная кухня,
традиции семьи, обычаи народа;
 самостоятельно применяет полученные знания в разных видах
художественно-продуктивной, коммуникативной деятельности;
 имеет знания и ценностно-смысловые компетенции о разнообразных
жанрах казачьего фольклора, народных промыслах, праздниках и

11







традициях, отражающих казачий быт, знаком с творчеством художников,
композиторов, писателей, воспевающих Донской край;
владеет способами поведения, адекватными знаниями о культурных
ценностях народа, необходимости их защиты и преумножения;
осознает возможность своего участия в сохранении и преумножении
культурных достижений города, села, края.
проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность
получения информации о них (язык, одежда, искусство, обычаи,
национальная кухня, игры);
проявляет толерантность и уважение по отношению к представителям
других национальностей (Рег. модуль).

12

2. Содержательный раздел Программы воспитания
2.1. Уклад образовательной организации
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБОУ, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной
деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве
дошкольного образования.
Уклад МБОУ - это её необходимый фундамент, основа и инструмент
воспитания. Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников
образовательных отношений: руководителя образовательной организации,
воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников,
родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения
образовательной организации.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада).
Уклад направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей
и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива,
способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать
развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют
ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают
атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым
задачам и перспективам.
Цель и смысл деятельности
МБОУ, его миссия

Реализация ООП ДО в соответствии с
целями, задачами и принципами
законодательства РФ в сфере образования

Принципы жизни и
воспитания в МБОУ

Принципы жизни и воспитания строятся в
соответствии с локальными нормативнымиактами
МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» и
законодательством РФ

Образ МБОУ особенности,
символика,внешний имидж

МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со
статусом
«казачье», приказ №475 от 01.06.2012
постановлением Правительства Ростовской
области.

13

Отношение к
воспитанникам, их
родителям (законным
представителям),
сотрудникам и партнерам

Культура поведения воспитателя –
основополагающая часть уклада.
Педагог всегда выходит навстречу
родителям и приветствует родителей идетей
первым.
Улыбка – обязательная часть приветствия.
Педагог описывает события и ситуации, ноне дает
им оценки.
Тон общения ровный и дружелюбный,
исключается повышение голоса.
Придерживается внешнего вида,
соответствующего общепринятому
деловому стилю

Ключевые правила МБОУ

Относится друг к другу с уважением иуметь
слышать потребности других

Традиции и ритуалы, особые
нормы этикета в МБОУ

Традиционным является проведение:

общественно–политических
праздников («День Победы», «День
защитника Отечества»,
«Международный женский день»,
«День народного единства»);

сезонных праздников
(«Осень», «Новый год»,
«Масленица»);

тематических мероприятий («День
Здоровья», «День открытыхдверей»,
«Неделя безопасности»,
«Книжкина неделя», «Театральная
неделя»);

социальных и экологических
акций («Открытка для ветерана»,
«Бессмертный полк», «Чистые
дорожки», «Кормушка для птиц»)


Особенности РППС,
отражающие образ и
ценности МБОУ

Оформлен патриотический уголок, где
представлена символика Ростовской области
и Донского края

14

Социокультурный контекст,
внешняя социальная и
культурная среда МБОУ

МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со
статусом «казачье»
находится в городе Сальске.
МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со
статусом «казачье» сотрудничает с социальными
партнерами:
 Сальский
художественный
музей
им.
народного художника РСФСР В. К.
Нечитайло
 Дворец культуры им. Р. В. Негребецкого
 Сальская городская детская школа искусств
им. В. Н. Еждика
 МБУ ДО «СЮН»
 МБУ ДО «СЮТ»
 МБУ ДО «ДПШ»
 ЮКО «Сальск»
 СККПЛ
 МРБУК «СМЦБ»
 МБОУ СОШ №7
 Музей боевой славы МБУК СР «РДК» им.
Р.В.Негребецкого
 МБУЗ «ЦРБ»

Основные характеристики уклада МБОУ:
1. Цель деятельности МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со
статусом «казачьи»: личностное развитие каждого ребенка и создание
условий для позитивной социализации на основе традиционных ценностей
российского общества и донского казачества.
2. Смысл деятельности: создать такие условия в пространстве детского сада,
чтобы воспитать высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою
личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны,
знает и чтит духовные и культурные традиции донского казачества и
многонационального народа России.
3. Миссия МБОУ заключается в создании благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировании
основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, оставляя в
приоритете педагогику казачества как неотъемлемую составляющую образа
жизни МБОУ.
Принципы жизни и воспитания в МБОУ:
15

 Принципы воспитания (создание равных условий для полноценного
целостного развития обучающихся на основе культурно - исторических
традиций донского казачества, воспитание толерантности)
 Организационные принципы («погружение в культуру» донского
казачества, формирование со-чувствия, со-переживания, со-творчества)
 Принципы взаимодействия (единое образовательное пространство МБОУ,
сформированное за счет устойчивого социального партнерства).
Образ МБОУ, особенности, символика, внешний имидж.
Освоение культурных традиций родного края - образ жизни нашего
учреждения, а педагогика казачества – фундамент воспитания.
В процессе своего развития у каждого народа, вплоть до малой
этнической группы, формируются свои обычаи, традиции, взгляды и
оценочные суждения, в том числе и образы. Известно, что обычаи и
традиции у русских и казаков весьма разнятся, что в свою очередь,
отражается на эталонах красоты и внешнем виде. Поэтому педагоги должны
знать отличительные особенности донских казаков и транслировать ее в
соответствии с этими особенностями (Методические рекомендации
«Рекомендации педагогам, транслирующим культуру и традиции донского
казачества»).
Сайт и официальное сообщество МБОУ в ВКонтакте узнаваемы своим
казачьим колоритом и по опросам родительской общественности понятны,
ярки и разительно отличаются от сайтов других ДОО, что дополняет имидж
учреждения.
Стремление родителей попасть именно в МБОУ только подтверждает
устойчивый позитивный имидж среди других дошкольных учреждений
нашего района.
Развивающаяся положительная имиджевая ситуация отражает такие
компоненты, как:
– неизменно высокое качество реализации образовательной Программы
(чёткое понимание целей образования и воспитания, высокий процент
успешной адаптации выпускников МБОУ в школе, формирование
здорового образа жизни, связь с социальными партнерами);
– эффективная организационная культура образовательного учреждения,
включающая
нормы,
ценности,
философию
государственнообщественного характера управления;
–
–

чёткое определение педагогическим коллективом миссии и концепции
образовательного учреждения;
комфортность среды образовательной организации (благоприятный
социально-психологический климат в коллективе и с другими
16

участниками образовательных отношений, целесообразная ивариативная
насыщенная развивающая среда учреждения);
– положительно воспринимаемый корпоративный стиль деятельности
образовательного учреждения.
Программа воспитания учитывает условия, существующие в МБОУ,
индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их
родителей.
Процесс воспитания в МБОУ основывается на общепедагогических
принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт
1.2.):
 поддержка разнообразия детства;
 сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека;
 личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
 уважение личности ребенка.
В МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со статусом «казачье»
образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС
ДО и ФОП ДО, в связи с чем, обучение и воспитание объединяются в целостный
процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения
ребенка в МБОУ: в процессе занятий, режимных моментов, совместной
деятельности с детьми и индивидуальной работы.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для
всего учреждения событийные мероприятия, в которых участвуют дети всех
возрастных групп. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует
их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят с
более старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских
отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности.
Это дает большой воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.
Детская художественная литература и народное творчество традиционно
рассматриваются педагогами МБОУ в качестве наиболее доступных и
действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих
развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и
национальными ценностными установками.
Педагогический коллектив МБОУ ориентирован на организацию
17

разнообразных форм детских сообществ. Это творческие объединения,
исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, детско – взрослые
объединения (совместные творческие мастерские, родительские клубы). Данные
сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей.
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников
к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи,
организованный в МБОУ. Музейная педагогика рассматривается нами как
ценность, обладающая исторической и художественной значимостью
Огромное значение в повышении качества воспитательной работы имеет
создание родительских клубов и семейных творческих мастерских.
Отношения к воспитанникам, их родителям(законным
представителям),сотрудникам и партнерам образовательной
организации.
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности
ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению
ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и
принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную
работу, он должен быть направлен взрослым.
Проектирование событий в детском саду проводится в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры
и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно - значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т.д.),
профессий, культурных традиций народов России и Донского края;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр» –показ спектакля для детей из младшей
группы и т.д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это помогает каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей
группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком.
Ключевые правила образовательной организации.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в детском саду, нормы и традиции, психологический
18

климат(атмосферу),безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми
друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и
нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни детского сада. Для
реализации
Программы
воспитания
уклад
должен
целенаправленно
проектироваться командой МБОУ и быть принят всеми участниками
образовательных отношений.
Процесс проектирования уклада детского сада включает следующие шаги.
№
п/п
1

2

№
п/п

Шаг

Определить ценностно-смысловое Устав МБОУ локальные акты,
наполнение жизнедеятельности
правила поведения для детей и взрослых,
внутренняя символика.
МБОУ.
Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах
жизнедеятельности МБОУ:
– специфику
организации ОП ДОО и АОП ДОО
видовдеятельности;
– обустройство
развивающей
предметно-пространственной
среды;
– организацию режимадня;
– разработку традиций и ритуалов
МБОУ;
– праздники и мероприятия.
Шаг
Оформление
Обеспечить принятие всеми
участниками образовательных
отношений уклада МБОУ.

3

Оформление

– Требования к кадровому составу и

профессиональной подготовке
сотрудников.
– Взаимодействие
МБОУ с семьями воспитанников.
– Социальное партнерство
МБОУ ссоциальным
окружением.
– Договоры и локальные нормативные акты.

Традиции и ритуалы, нормы этикета
Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности
сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива,
19

прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем
необходимым введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность МБОУ.
Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и
соответствовать возрастным особенностям детей.
Личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель лично
встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость
по поводу того, что они пришли. Говорит ребенку, что его прихода с
нетерпением ждут другие дети.
Цель: осознание ребенком собственной значимости, установление в группе
благоприятного микроклимата.
Утреннее приветствие всех детей группы. Перед началом дня общей жизни
группы воспитатель собирает детей вместе и проводит утренний круг
(посредством игры, стихов с действиями), выражая радость от встречи с детьми
и надежду провести вместе приятный и интересный день.
Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие
функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.
Новоселье групп. Отмечается каждый раз, когда в группу набирают новых
детей. С давних времен у многих народов сложилась традиция отмечать переезд
на новое место жительство новосельем. Это светлый и радостный праздник не
только для тех, кто переехал на новое место, но и для их друзей. На новоселье
дети знакомятся с правилами группы, воспитатели рассказывают о том, что есть
в группе, чем они будут заниматься, кто работает в нашем учреждении. Все это
помогает детям быстрее и легче адаптироваться в новых условиях.
Встреча с интересными людьми. Цель: расширение контактов со
взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и
увлечениями взрослых, развитие коммуникативных навыков.
Поздравление именинников. В каждой группе принято поздравлять
именинников. Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки
от детей. Именинники в ответ готовят мини подарки. Эта традиция носит
воспитательный характер: учат детей находить хорошее в каждом человеке,
подбирать (изготовлять) подарки, дарить и принимать их. Благодаря этой
традиции дети учатся принимать и занимать гостей, усваивают правила этикета.
В МБОУ регулярно проводим календарные и народные праздники.
Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую,
гармоничную личность, способную преодолевать жизненные препятствия и
сохранить бодрым тело и дух до глубокой старости.
Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий,
вызывать положительные эмоции. При проектировании системы праздничных и
20

других мероприятий на учебный год мы опираемся на свой опыт и устоявшиеся
традиции, календарь праздничных и памятных дат, народный календарь, а также
учитываем интересы и возможности участников образовательного процесса.
Взаимодействие МБОУ и семьи. Взаимодействие МБОУ и семьи это одно
из главных направлений педагогического процесса. Существует немало форм
организации совместной работы МБОУ и родителей. Мероприятия не только
объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во
взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.
Цель: расширение контакта между педагогом и родителями;
Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение
педагогической культуры родителей.
Выставки совместного творчества детей и родителей.
Участие родителей и детей в делах всего дошкольного учреждения (уборка
озеленение, благоустройство участка группы, экскурсии походы, участие в
праздниках, соревнованиях, конкурсах).
Цель: развитие чувства сопричастности с коллективом МБОУ (дети,
родители, сотрудники).
Взаимодействие МБОУ и общества.
Цель: Отработать механизм взаимодействия с
социальными
институтами образования по вопросам адаптации детей к условиям
общественного
воспитания.
Формировать
способность
адекватно
ориентироваться
в
доступном
социальном
окружении.
Развивать
коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
Посещение митинга, посвящённого Дню Победы, возложение венков, цветов к
обелиску погибшим солдатам.
Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений,
оказывают большую помощь в воспитании детей.
Традиция - это периодически повторяющиеся события, то, что перешло
от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих
поколений.
Однако каждая традиция должна решать определенные образовательные
задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.
В нашем МБОУ есть уже прочно сложившиеся традиции. Эти традиции с
большим
удовольствием
принимаются
детьми
и
родителями,
совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на
достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена
временем.
Праздники, которые по традиции мы отмечаем.
21


















День знаний (1 сентября)
День народного единства (4 октября)
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)
День матери (27 ноября)
День матери – казачки (4декабря)
Рождество Христово (7 января)
Святки (13 января) 
День защитника Отечества (23 февраля)
Масленица
Международный женский день 8Марта
Сорок Святых. Жаворонки. (22 марта) 
День космонавтики (12 апреля)
Пасха
День Победы (9 мая)
Международный день защиты детей (1 июня)
День России (12 июня)
Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная
среда (учитывает этнокультурные, конфессиональные
и региональные особенности)

Региональный компонент воспитания в Ростовской области определен
Программой развития воспитания в Ростовской области до 2025 года, от
10.06.2021г. №546, утвержденной приказом министерства образования в
Ростовской области.
Нравственно-патриотическое воспитание ориентировано на все социальные
слои и возрастные группы граждан России и определяет основные пути развития
системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его
содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации.
В Программе развития воспитания в Ростовской области четко выделены
направления воспитания:
 патриотическое воспитание; 
 гражданское воспитание;
 духовно-нравственное воспитание;
 эстетическое воспитание; 
 историко-краеведческое воспитание;
 трудовое воспитание;
 экологическое воспитание;
 научное (интеллектуальное) воспитание. 
Реализация программы воспитания позволяет формировать у дошкольников
22

основы духовно-нравственного воспитания, патриотизма, гражданственности во
всех выше перечисленных направлениях. Включение парциальной программы
духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «Родники Дона» (авторы
Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина) в образовательную программу
учреждения реализует содержание регионального компонента. Авторизованная
тематическая программа «Наследие» (автор О. В. Стребняк); авторизованная
тематическая программа «Мы – Донские казаки» (коллектив авторов В.Н.
Еременко, Э. В. Гуренко, Т. И. Старченко, М. Н. Гладкая).
2.2. Воспитывающая среда образовательной организации
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в
укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий,
предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в
процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются её
содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда – это содержательная и
динамическая
характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его
вариативности и уникальности.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются:
 условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка
к окружающему миру, другим людям, себе;
 условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями российского
общества;
 условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях,
включая разновозрастное детское сообщество.
Воспитывающая среда МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со
статусом «казачье» строится по трем линиям:
 «от
взрослого»,
который
создает
предметно-образную
среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств насыщая ее
ценностями и смыслами;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого»–воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая
смыслы и ценности воспитания. Формируются нравственные, гражданские,
эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного
23

педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно
творит, живет и получает опыт деятельности (в особенности – игровой),
позитивных достижений, осваивая ценности смыслы, заложенные взрослым.
Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия
реализации цели воспитания.

2.3. Общности образовательной организации
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми,
основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях,
определяющих цели совместной деятельности.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью
разных видов общностей (детских, детско - взрослых, профессиональнородительских, профессиональных).
Профессиональная общность- это единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками МБОУ. Сами участники общности разделяют те
ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой
общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
– Быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и
поведения;
– побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
– заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
– содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться,
проявлять внимание к заболевшему товарищу;
– воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
– учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
– воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие
24

ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в
МБОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в МБОУ. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы
для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность-субъект воспитания и развития детей
дошкольного возраста. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща
играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство
приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые
начинает понимать, что рядом с ним такие же как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его
успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских
взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей стремление и
умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим
поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В МБОУ обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со
старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.
25

2.4. Задачи воспитания в образовательных областях
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
в ФГОСДО
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Социальнокоммуникативное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина",
"Природа", "Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба",
"Сотрудничество", "Труд".
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям),
соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным
и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и
зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого
поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и
труда других людей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и
"Природа", что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для
человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу,
гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны,
приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:

26

владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественно-эстетическое
развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура", "Человек",
"Природа", что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам
мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа",
"Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает:
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической
культуре;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению
гигиеническим нормам и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.

2.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации
2.5.1. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества
всех субъектов социокультурного окружения МБОУ.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и
родителей (законных представителей), используемые в МБОУ в процессе
воспитательной работы)
– родительское собрание;
– педагогические лектории;
– родительские конференции;
27

– круглые столы;
– родительские клубы, клубы выходного дня;
– мастер-классы;
– иные формы взаимодействия
учтены в календарном учебном графике и календарном плане воспитательной
работы.

28

Содержание проводимых событий фиксируются в проектных картах мероприятий
и хранятся в методической копилке Программы.
2.5.2. События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором
активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Сюда относятся:
 проекты воспитательной направленности;
 праздники;
 общие дела;
 ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
 режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
 свободная игра;
 свободная деятельность детей.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества и
донского казачества, что позволяет каждому педагогу спроектировать работу с
группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Целью традиционных массовых праздников является наполнение
ежедневной жизни детей увлекательными и полезными делами, создание
атмосферы радости общения, коллективного творчества, стремления к новым
задачам и перспективам.
Обязательными для проведения являются праздники и памятные даты,
рекомендованные Федеральной образовательной программой дошкольного
образования и примерного регионального календарного плана воспитательной
работы.

29

2.5.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей
формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению
Программы, в рамках которой решаются конкретные задачи воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение
всего времени пребывания ребенка в МБОУ. Основные формы организации
совместной деятельности, представленные в Программе, обеспечивают её
воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности
в
образовательных ситуациях:
 ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
 социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
 чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение
стихов наизусть;
 разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
 рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
 организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
 экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие);
 демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный
пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение,
тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
В группах детского сада ежедневно проводятся утренний и вечерний круг, в
форме развивающего общения (развивающего диалога). На утреннем круге
зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети
договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются
«мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми
наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям
научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать
друг друга.
30

Прогулка - обязательный элемент режима дня. Правильно организованная и
продуманная прогулка помогает решать воспитательно-образовательные задачи:
 Развивает умственные способности и наблюдательность: дети получают
много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об
особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между
различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между
явлениями в природе;
 дает
возможность
знакомить
детей
с
малой
родиной,
ее
достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют улицы,
строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.;
 удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в
движении;
 дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными,
ловкими, смелыми, выносливыми;
 у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется
мышечная система, повышается жизненный тонус;
 на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического,
трудового и эстетического воспитания. 
Проводится прогулка два раза в день(в первую и вторую половину дня).
Режимные моменты. Решение воспитательных задач осуществляется при
проведении режимных моментов. Режим дня в первую очередь ориентирован на
сохранение и укрепление здоровья детей. Успех воспитательной работы зависит
от правильной организации режима дня, двигательного, санитарногигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов.
Правильный распорядок дня—это рациональная продолжительность и разумное
чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Основным принципом правильного построения распорядка является его
соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Распорядок дня в МБОУ основан на определенном ритме и ритуалах, учит
детей пониманию состояния своего здоровья, способности регулировать
чередование активности и отдыха, концентрации и релаксации. У каждого
режимного момента в МБОУ есть собственные задачи. Некоторые моменты
являются основными и имеют ведущее значение, а некоторые - переходными,
связующими. Но в целом все они взаимосвязаны между собой.
Утренняя встреча детей задаёт настроение ребёнку на весь день. От того,
как малыш попрощается с родителем, какое у него будет настроение утром, часто
зависит, как в дальнейшем сложится его день.
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры воспитывают у ребенка
культуру гигиены, формируют гигиенические навыки.
31

Завтрак,
обед,
полдник прививают основу
режима
питания,
сбалансированного рациона, закладывают культуру приёма пищи и нормы
поведения за столом;
Зарядка, гимнастика -повышают работоспособность, укрепляют здоровье.
Подвижные коллективные игры учат коммуникации, согласованным
действиям, развивают моторику, речь, внимание, память, ловкость и другие
навыки.
Игра-это основная образовательная деятельность в дошкольном
учреждении.
Задачи сна - разгрузить нервную систему, сменить деятельность с активной
на отдых, который очень полезен для детского организма.
Подготовка к прогулке, подготовка ко сну учат ребёнка самостоятельности,
аккуратности при одевании или раздевании, формируют дисциплину. Утренняя и
вечерняя прогулка – учат наблюдать за природой, окружающим миром,
расширяют кругозор, развивают пространственное мышление, укрепляют
здоровье.
Образовательная деятельность направлена на развитие знаний, умений и
навыков детей в соответствии с возрастом, а также формирование универсальных
учебных действий.
Свободная игра - самостоятельная деятельность детей, где они используют
все доступные и игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют
друг с другом.
Игра–это универсальное, незаменимое средство воспитания. Именно в игре
проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются
многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается
характер. Именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные
качества и, педагог получает полную возможность влиять должным образом на
всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том,
что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами
товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила,
выполнять требования дисциплины.
Свободная деятельность. Роль педагога в свободной деятельности очень
важна. От него требуется:
 обустроить

предметно-пространственную среду так, чтобы она
провоцировала ребенка на самостоятельные пробы;
 взаимодействовать с ребенком так, чтобы он как можно больше наблюдал,
размышлял, обыгрывал, чтобы через продуктивную деятельность осмыслял
свой собственный опыт и содержание;
 выделять время, чтобы ребенок успевал самостоятельно в своем режиме
32

освоить пласт культуры, в который был введен взрослым;
 демонстрировать ценность детского замысла;
 поддерживать ребенка в сложные моменты, когда ему необходима помощь.

2.6. Организация предметно – пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала развивающей предметно пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе и передает
федеральную, региональную специфику, а также специфику МБОУ «Начальная
школа – детский сад №21» со статусом «казачье» и включает оформление
помещений, оборудование и игрушки. Предметно-пространственная среда
отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует
их принятию и раскрытию ребенком.
Среда:
 включает знаки и символы России, Ростовской области, Сальского
района;
 отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится
организация, оставляя в приоритете национальный этнокультурный
(казачий) компонент;
 экологична, природосообразна и безопасна;
 обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности;
 отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей;
 обеспечивает
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира;
 предоставляет ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.),
результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде;
 обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта, знакомит
33

со спортивными традициями донских казаков;
 предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями культурных традиций родного края и
донского казачества.
Всё пространство образовательной среды гармонично и эстетически
привлекательно. При выборе материалов и игрушек участники образовательных
отношений ориентируются на продукцию отечественных и территориальных
производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным
задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы,
подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды:
– подбор художественной литературы;
– подбор видео и аудиоматериалов;
– подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,
тематические иллюстрации и т.п.);
– наличие демонстрационных технических средств (проектор, экран,
телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
– подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для
сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
– подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности
(самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
В группах создана полноценная развивающая предметно-пространственная
среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим
и гигиеническим требованиям. В групповых помещениях мебель стандартная,
соответствует ростовым показателям. У каждого ребенка
имеется
индивидуальный шкаф для раздевания, ячейка для полотенца, кровать. Группы
постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными
информационными стендами.
РППС всех помещений достаточно насыщена, выдержана мера
«необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, стимулируют
процесс развития и саморазвития, социализации и коррекции воспитанников. В
детском саду не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, но и
созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр
возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование
отдельных ее элементов.
Состояние материальной и технической базы учреждения обеспечивает
реализацию основной общеобразовательной – образовательной программы
дошкольного образования и обеспечивает организацию жизни детей в
34

образовательном учреждении, способствует сохранению и укреплению здоровья
дошкольников.
В помещении есть дополнительные помещения для работы с детьми,
предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими
детскими группами (музыкально - физкультурный зал, кабинет педагогапсихолога и учителя – логопеда, музей, а также сопутствующие помещения
(пищеблок, прачечная, гардеробная) и служебно-бытовые помещения для
персонала.
Предметно - пространственная среда полностью соответствует требованиям
ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна,
вариативна, доступна и безопасна.
Перечень конкретных позиций (пособий и атрибутов) из Федеральной
образовательной программы (стр.187, 29.3.6.):
Компоненты среды
отражающие региональные,
этнографические и другие
особенности
социокультурных условий, в
которых находится МБОУ

Мини-пространства
знаки и символы государства, Донской столицы;
информационные стенды с символикой РФ, Ростовской
области, г. Сальска;
географические карты, глобус, макеты
достопримечательностей станицы и района,
книги, альбомы по ознакомлению с народностями России, в
том числе и донского казачества;
коллекция кукол в национальных костюмах, предметы быта;
центр «Краеведения и патриотизма» в каждой группе.

отражающие экологичность, географическая карта климатических зон, животного и
природосообразность
и растительного мира, глобус,
энциклопедии, детская художественная литератур,
безопасность;
иллюстрации о животном и растительном мире планеты,
жизни людей разных стран, природы и пр.
макет проезжей части, макет светофора, дорожных знаков,
настольно-дидактические игры, пособия, фото проблемных
ситуаций, атрибуты к сюжетно – ролевым играм
оформлены «Центр безопасности», «Центр природы».
обеспечивающие
детям игровая детская мебель для сюжетно-ролевых игр с
возможность общения, игры и необходимыми предметами-заместителями,
виды театра, элементы для драматизации, театрализованных
совместной деятельности
игр, ряженья,
различные виды конструктора: напольный (мягкие модули) и
настольный (деревянный, магнитный, модульный,
пластмассовый, металлический и пр.).
игровые центры с необходимым материалом по основным

35

направлениям развития.

отражающие
ценность
семьи, людей разных
поколений,
радость
общения с семьей;
Обеспечивающие
ребёнкувозможность
познавательного
развития,
экспериментирования,
освоения новых
технологий,
раскрывающие красоту
знаний, необходимость
Научного познания,
Формирующие научную
картину мира;

материал для сюжетно-ролевых игр, дидактические,
настольно-печатные игры,открытки, иллюстрации,
фото.

обеспечивающие
ребёнку
возможность
посильного труда,
а
также
отражающие
ценности труда в жизни
человека и государства;

картинки, схемы последовательности одевания, раздевания,
выполнения трудовых действий, сервировки стола и др., уголки
дежурства, наглядны пособиями,
дидактическое пособие «Профессии», «Орудия труда». правила
безопасности в группе, при выполнении трудовых
действий в природе, самообслуживании, хозяйственно-бытовом и
пр.
музыкально-спортивный зал, спортивная площадка на территории,
инвентарь для выполнения основных движений, ОРУ, инвентарь,
оборудование для спортивных игр на территории, атрибуты для
проведения подвижных игр, маски,включая народные игры, игрыэстафеты,
картотеки спортивных, подвижных и народных игр.

обеспечивающие
ребёнку возможности для
укрепления
здоровья,
раскрывающие
смысл
здорового образа жизни,
физической культуры
и спорта;
предоставляющие
ребёнку возможность
погружения в
культуру России,
знакомства с
особенностями традиций
многонационального
российского народа

предметы для опытно-экспериментальной деятельности –магниты,
увеличительные стёкла, весы, микроскоп, природный и бросовый
материал, центр «Песка и воды», коллекции ткани, бумаги, камней,
дидактические игры поэкологическому воспитанию и пр.
игровые наборы, игрушки, предметы-заместители для игровой
деятельности,
конструкторы с различными способами соединения деталей,мозаика,
лото, домино различной тематики, демонстрационный и раздаточный
материал для обучения детей счету, развития представлений о
величине и форме предметов, дидактические, логические игры. Схемы,
планы,макеты помещений для ориентировки в пространстве, на
плоскости, в тетради.

подборка книг, репродукций, иллюстраций по истории города,страны
игры, наглядные пособия для ознакомления с культурой и бытом
народов Донского края, России,
образцы (предметы, иллюстрации) предметов народного быта,
национальных костюмов,
альбомы, игрушки с различными росписями.

36

2.7. Социальное партнерство
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнерства предусматривает участие представителей организацийпартнеров в проведении отдельных мероприятий (государственные и
региональные праздники, торжественные мероприятия и тому
подобное);
– участие представителей организаций-партнеров в проведении
занятий в рамках организации совместной деятельности;
– проведение на базе организаций-партнеров различных
мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
– реализация различных проектов воспитательной направленности,
совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами с организациями-партнерами.
Педагогический коллектив МБОУ «Начальная школа – детский
сад №21» со статусом «казачье» осуществляет деловое, практическое
и научно - консультативное сотрудничество с различными
организациями:
Современный образовательный ландшафт региона предоставляет
новые организационные условия реализуемых образовательным
учреждением программ: разнообразие социальных партнёров, новые
механизмы сетевого взаимодействия. Это не только обогащает
содержание образования и воспитания, но создаёт возможности для
формирования моделей непрерывного развития всеми участниками
образовательных отношений: детям, нормативно развивающимся и
детям с ограниченными возможностями здоровья, педагогам и
родителям.
МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со статусом
«казачье» открыт к взаимодействию с внешней средой, развивается,
реагирует на ее запросы.
3. Организационный раздел Программы воспитания
3.1. Кадровое обеспечение
МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со статусом
«казачьи» укомплектован квалифицированными кадрами для
реализации Программы, функционал которых связан с организацией и
реализацией воспитательного процесса:
37

Наименование должности
(в соответствии со
штатным расписанием
МБОУ)
Директор

Старший воспитатель

Воспитатель

Функционал, связанный
с организацией и реализацией воспитательного процесса

Обеспечивает
необходимые
условия
для
успешного осуществления воспитательного процесса в
детском саду.
- Осуществляет контроль за выполнением Программы
воспитания.
- Организует работу коллектива педагогических работников,
направленную на достижение высокой эффективности
воспитательной работы с детьми.
- Организует работу с родителями по вопросам воспитания
детей в семье.
- Принимает меры по укомплектованию детского сада
квалифицированными
работниками,
определяет
круг
полномочий и распределение должностных обязанностей
педагогических работников и персонала для осуществления
воспитательного процесса в детском саду.
- Принимает меры по оснащению и оборудованию групп,
кабинетов специалистов и музыкально - физкультурного зала,
обеспечивает соответствие принципа необходимости и
достаточности для организации коррекционной работы,
медицинского обслуживания детей, методического оснащения
воспитательного процесса;
- Принимает меры по соответствию состояния и содержания
территории, здания и помещений образовательного
учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам
пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда
воспитанников и работников.
- Управляет воспитательным процессом, организует
взаимодействие специалистов, методическое сопровождение и
контроль, оказывает педагогическую помощь родителям по
вопросам воспитания детей в семье.
- Организует воспитательно-образовательную деятельность с
детьми, направленную на всестороннее развитие ребенка,
через развивающее игровое взаимодействие.
- Планирует воспитательную работу с детьми, организует ее в
соответствии с режимом дня.
- Организует эффективную предметно-развивающую среду,
способствующую воспитанию и становлению личности детей.
- Осуществляет сотрудничество с родителями по вопросам
всестороннего воспитания детей в семье.
38

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической
культуре

Педагог - психолог

-Организует воспитательно-образовательную деятельность с
детьми, направленную на всестороннее развитие ребенка,
через музыкальное развитие.
- Организует воспитательный процесс и психологопедагогическое сопровождение талантливых детей
дошкольного возраста, через индивидуальные развивающие
игровые занятия, направленные на музыкальное развитие
ребенка.
- Планирует воспитательную работу с детьми , организует ее
в соответствии с режимом дня.
- Организует эффективную предметно-развивающую среду,
способствующую воспитанию и становлению личности детей.
- Осуществляет сотрудничество с родителями по вопросам
музыкального воспитания детей в семье.
- Организует воспитательно-образовательную деятельность с
детьми, направленную на всестороннее развитие ребенка,
через физическое воспитание.
- Планирует воспитательную работу с детьми, организует ее в
соответствии с режимом дня.
- Организует эффективную предметно-развивающую среду,
способствующую воспитанию и становлению личности детей.
- Осуществляет сотрудничество с родителями по вопросам
физического развития и воспитания детей в семье.
- Оказывает психолого – педагогическую помощь
обучающимся;
- Организует общение и деятельность детей и взрослых в
различных формах воспитательной работы;
- Организует взаимодействие специалистов образовательного
учреждения и родителей в решении психологических проблем
ребенка;
− Планирует предложения по поощрению
воспитанников и педагогов за активное участие в
воспитательном процессе.

39

Учитель-логопед

Педагог дополнительного
образования

- Организует воспитательно-образовательную деятельность с
детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, с учетом
их возрастных и индивидуальных возможностей и
потребностей.
- Организует воспитательный процесс и психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ через
индивидуальные развивающие игровые занятия.
- Планирует коррекционно-воспитательную работу с детьми с
ОВЗ, организует ее в соответствии с режимом дня.
- Организует эффективную предметно-развивающую среду,
способствующую воспитанию и становлению личности детей.
- Осуществляет сотрудничество с родителями детей с ОВЗ по
вопросам всестороннего воспитания детей в семье.
-Организует воспитательно-образовательную деятельность с
детьми, направленную на всестороннее развитие ребенка,
через организацию дополнительного образования.
- Организует воспитательный процесс и психологопедагогическое сопровождение талантливых детей
дошкольного возраста, через индивидуальные развивающие
игровые занятия, направленные на разностороннее развитие
ребенка.
- Планирует воспитательную работу с детьми, организует ее в
соответствии с режимом дня.
- Организует эффективную предметно-развивающую среду,
способствующую воспитанию и становлению личности детей.
- Осуществляет сотрудничество с родителями по вопросам
воспитания детей в семье.

Реализация Программы осуществляется:
1) педагогическими работниками в течение всего времени
пребывания воспитанников в МБОУ.
2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение
всего времени пребывания воспитанников в МБОУ, каждая группа
непрерывно
сопровождается
одним
учебно-вспомогательным
работником.
3) иными педагогическими работниками, вне зависимости от
продолжительности пребывания воспитанников в дошкольной
организации.
В целях эффективной реализации Программы в МБОУ созданы
условия для профессионального развития педагогических и
руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального
образования. Программой предусмотрены различные формы и
программы дополнительного профессионального образования, в т.ч.
учитывающие особенности реализуемой образовательной программы

40

дошкольного образования.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Для реализации программы воспитания МБОУ «Начальная
школа – детский сад №21» со статусом «казачье» использует
практическое руководство «Воспитателю о воспитании»
(Практическое руководство «Воспитателю о воспитании»)
Нормативно - методическим обеспечением реализации
Программывоспитания являются:
1. Программа развития МБОУ «Начальная школа – детский сад
№21» со статусом «казачье»;
2. Образовательная программа дошкольного образования МБОУ
«Начальная школа – детский сад №21» со статусом «казачье»
3. Должностные инструкции педагогических работников
4. Договора с родителями обучающихся
5. Локальные акты МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» со
статусом «казачье»:
3.3. Требования к условиям работы с особыми
категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность
образовательной системы принять любого ребенка независимо от его
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и
обеспечить емуоптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада МБОУи
основанием для проектирования воспитывающих сред,
деятельностей и событий.
На уровне уклада МБОУ: инклюзивное образование – это норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие,взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности разделяются всеми участниками
образовательных отношений в МБОУ.
На уровне воспитывающих сред: предметно-пространственная
среда строится как максимально доступная для детей с ОВЗ;
событийная воспитывающая среда МБОУ обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает
возможность демонстрации уникальности достижений каждого
ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения
социальных
ролей,
ответственности
и
самостоятельности,
41

сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества,
приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование
совместной деятельности в группах, в малых группах детей, в детскородительских группахобеспечивает условия освоения доступных
навыков, формирует опыт работы вкоманде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальнойситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной
ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность
участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный
опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком
опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и
взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в
МБОУ, реализующем инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в
различных видахдетской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к
воспитаниюребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях МБОУ являются:
 формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности;
 формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и
42










их семьям со стороны всех участников образовательных
отношений;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семье
ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению
уровня педагогической компетентности родителей;
обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия
детей с окружающими в целях их успешной адаптации и
интеграции в общество;
расширение у детей с различными нарушениями развития знаний
и представлений об окружающем мире;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
развития детей с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
объединение
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».