Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

- утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья»;
Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям и воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв.
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115).
Письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
Приказом Минтруда от 10.01.2017 № вн «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»;
Уставом МБОУ «Начальная школа-детский сад №21» г.Сальска;
Локальными нормативными актами МБОУ «Начальная школа-детский
сад №21» г.Сальска
2. Цели и задачи тьюторского сопровождения
2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ)
построение
образовательного
процесса
ориентировано
на
учет
индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в
частности предполагается возможность разработки индивидуальных учебных
планов.
Реализация
Адаптированных
основных
общеобразовательных
программ образования (АООП) и Специальных индивидуальных
образовательных программ (СИПР) сопровождается поддержкой
тьютора.
2.2.
Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал
ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи
основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения
(подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий

учителя, сопровождение и организация занятости ребенка
( при
необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с
одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и
особенностей в социальные проекты).
3. Функции тьютора
Организуя сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции:
диагностическая: сбор данных об обучающихся методом
наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах,
склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, возможностях,
задатках ипредпосылках дальнейшего развития;
проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для
преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого
разработка средств и процедур тьюторского сопровождения,
соответствующих
индивидуальным
особенностям
восприятия
оказываемойпомощи;
реализационная: оказание помощи в самоопределении
обучающихся в образовательном пространстве школы и поддержка
обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем;
аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации
работы по индивидуальным программам, наблюдение за прохождением
индивидуальных маршрутов и за результатами самоопределения
обучающихся.
4. Организация и содержание деятельности тьютора
4.1.
Деятельность тьютора регламентируется настоящим
Положением, должностной инструкцией, рекомендациями психологопедагогического консилиума и может быть реализована с помощью:
•
проектной технологии;
•
технологии группового и индивидуального консультирования;
•
тренинговой технологии;
•
информационных технологий.
4.1.1.
Основные формы тьюторского сопровождения:
- индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является
индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения
и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов,
связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося.
Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс
сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить
активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является
прежде всего активизация каждого обучающегося с учетом именно его
способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на

дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации
своей индивидуальной образовательной программы;
групповая тьюторская консультация. На этих
занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях
(беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую
деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ обучающихся с похожими познавательными
интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на
индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно
осуществляет
несколько
видов
работы:
мотивационную,
коммуникативную и рефлексивную.
мотивационная работа тьютора заключается в
определении уровня мотивации обучающихся на развитие своего
познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий
обучающихся, их приоритетов и целей в построении своих
индивидуальных образовательных программ;
коммуникативная работа тьютора направлена
на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умение
вести диалог, так как для эффективного проведения консультации
важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и
взаимодействие обучающихся между собой;
рефлексивная
деятельность
тьютора
направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную
организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения.
4.2.
Информационная деятельность:
- информирование родителей о тьюторском сопровождении;
- составление памяток, обучающимся, родителям, классным
руководителям по ликвидации существующих проблем;
- формирование папки документов тьютора.
4.3.
Учебно-методическая деятельность:
- изучение
методической
литературы по
тьюторскому сопровождению;
- составление графика работы с тьюторантом (группой);
- составление индивидуальных образовательных маршрутов на
каждого тьюторанта;
- оформление дневников наблюдений тьютора;
- индивидуальные консультации
с
обучающимися, родителями (законными представителями),
классными руководителями;
- ознакомление и изучение новых направлений и технологий в
тьюторском сопровождении;
- выступление на заседаниях методических объединений.

4.4.
Диагностико-аналитическая деятельность:
- отслеживание продвижения обучающихся;
- отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных
технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов
тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.5.
В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы на учебный год;
- организует
тьюторское сопровождение в рамках реализации
АОП;
- отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник
наблюдения.
4.6.
Трудовые действия тьютора:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,
проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;
- участие в разработке АОП обучающегося;
- педагогическое сопровождение обучающихся в реализацииАОП,
учебных планов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
- педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов
реализации АОП, учебных планов;
- организация участия родителей (законных представителей)
обучающихся в разработке и реализации АОП, учебных планов;
- участие в реализации АООП, обучающихся с ОВЗ;
- применение методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем
обучающихся;
- осуществление педагогической поддержки обучающихся в
проявлении ими образовательных потребностей, интересов;
- консультирование обучающихся и их родителей/законных
представителей по вопросам разработки АОП;
- реализация мер по формированию благоприятного психологического
климата, позитивного общения субъектов образования;
- выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его
окружением в ходе реализации АОП.
5. Права тьютора
5.1.
Представлять
на
рассмотрение
непосредственного
руководства
предложения
по
вопросам
совершенствования
образовательного процесса и своей деятельности.
5.2.
Получать от администрации и работников школы

информацию,необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3.
Требовать от руководства школы оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
5.4.
Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся
исполняемых им должностных обязанностей.
5.5.
Принимать решения и действовать самостоятельно в
пределах своей компетенции.
5.6.
Совмещать
основную
должность
с
учительской
деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки
(тарификацией) согласно условиям трудового договора.
5.7.
Участвовать в работе методических объединений.
5.8.
Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по
вопросам создания условий для развития личности обучающихся,
оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках
своей компетенции.
5.9.
Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три
года в соответствии с графиком курсовой подготовки педагогов школы.
6. Ответственность тьютора
6.1.
Ответственность сотрудников регламентируется их
должностнымиинструкциями.
6.2.
Тьютор обязан:
- принимать участие в разработкепрограмм индивидуального
сопровождения обучающегося;
- руководствоваться в своей деятельности профессиональными,
этическими принципами, нравственными нормами;
- сохранять конфиденциальность сведений;
- защищать права и интересы детей и их родителей (законных
представителей).
7. Взаимодействие с другими работниками
7.1.
Работу тьютора непосредственно направляют заместитель
директора, директор школы.
7.2.
Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с
учителями, педагогами дополнительного образования, социальным
педагогом, медицинским работником, обучающимися, руководителями
школьных методических объединений, родителями, администрацией
школы, а также сотрудничает со специалистами учреждений,
организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития
личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его
социальной защиты в рамках своей компетенции.
8. Документация тьютора
8.1.
Тьютор ведет следующую документацию:

- график работы тьютора (на учебный год);
- план работы;
- дневники наблюдений;
- журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов;
- характеристика на тьюторанта;
- анализ работы тьюторанта за учебный год.
8.2.
Тьютор
ведет
документацию
в
соответствии
действующими методическими рекомендациями.

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».