цифровой
Еременко Подписано
подписью: Еременко
Варвара Николаевна
Варвара
Дата: 2021.06.22
Николаевна 13:24:52 +03'00'
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Положение) разработано
Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Начальная
школа - детский сад № 21» г. Сальска далее (МБОУ «Начальная школа - детский
сад № 21» г. Сальска) с учетом требований нормативно-правовых документов к
организации коррекционно-образовательного процесса в ДОО.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ
«Начальная школа-детский сад №21» г.Сальска по осуществлению
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые речевые
нарушения речи.
1.3. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее группа компенсирующей направленности) в МБОУ
«Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска создана в целях обеспечения
государственных гарантий детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение бесплатного дошкольного образования с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей; необходимой
коррекции нарушений речевого развития и социальной адаптации.
1.4. Основная цель организации группы - освоение детьми коммуникативной
функции языка в соответствии с возрастными нормами, устранение речевого
дефекта, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного
обучения.
1.5. Основаниями для деятельности группы являются нормативно-правовые
документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12
2012 г. № 273-ФЗ.
ФГОС ДО и комментарии к нему.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
1082 от 20.09.2013 г. «Об утверждении положения о психолого-медикопедагогической комиссии».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию, и
организации режима работы дошкольной образовательной организации».
Методические рекомендации по организации логопедической помощи в
системе образования Ростовской области от 13.03.2015г. №24/3.2 -2998/м
Постановление Правительства РФ от 03.04.2003г. № 191
«О
продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников».
Постановление Правительства РФ от 01.10.2002г. № 724 «О
продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого
отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008г. № 617 (с изменениями
от 18.05.2009г.) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых
обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями
здоровья».
Письмо Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 22.01.1998г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителяхлогопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Устав МБОУ «Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска,
утвержденный Постановлением Администрации Сальского района №877
от 23.09.2015 г.
1.6. В МБОУ «Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска
функционирует 1 группа для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2. Порядок приема детей в группу компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.1. Группа компенсирующей направленности формируется из детей 5-7
лет, посещающих МБОУ «Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска,
имеющих тяжелые нарушения речи при нормальном слухе и первично
сохранном интеллекте.
2.2 Основанием для приёма детей в группу компенсирующей направленности
являются:
рекомендации
Территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии (ТПМПК) Сальского района по организации психологомедико-педагогического
сопровождения
ребёнка
с
тяжелыми
нарушениями речи,
заявление родителей (законных представителей) о зачислении ребёнка в
группу компенсирующей направленности,
согласие родителя (законного представителя) на обучение по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования.
2.3. Комплектование группы компенсирующей направленности детьми
осуществляется на основании приказа директора МБОУ в срок до 1 сентября
текущего года в соответствии с заключениями ТПМПК и только с согласия
родителей (законных представителей). Согласие родителей фиксируется
подписью на протоколе ТПМПК и в заявлении родителей (законных
представителей).
2.4. Подготовку документации для ТПМПК осуществляют учитель-логопед,
педагог-психолог МБОУ, воспитатели тех групп общеразвивающей
направленности, откуда направляются дети, родители ребенка (законные
представители) в соответствии с требованиями ТПМПК.
2.5. Длительность пребывания ребенка в группе компенсирующей
направленности зависит от структуры нарушения речевого развития и степени
его выраженности.
2.6. В первую очередь в группу компенсирующей направленности зачисляются
воспитанники МБОУ старшего дошкольного возраста, имеющие наиболее
сложные речевые нарушения, препятствующие их успешному освоению
основных образовательных программ.
2.7. Предельная наполняемость детей в группе компенсирующей
направленности определяется в соответствии Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
№ 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»:
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) –6 и 10 человек,
для детей с ФФНР – 12 детей.
3.
Организация деятельности группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
3.1.Группа компенсирующей направленности является структурной единицей МБОУ
«Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска.
3.2. Учреждение создает специальные условия для получения образования детьми с
ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи.
3.3. Группа компенсирующей направленности обеспечивается специальным
помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей,
спецификой группы и требованиями СанПиН.
3.4.Группа функционируют 5 дней в неделю с 10,5 -часовым пребыванием детей.
3.5.Режим работы группы: с 7.00 до 17.30
3.6. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития
оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию, педагоги дополнительного образования,
воспитатели группы.
3.7. Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом требований
СанПиН, согласно АООП ДО для детей с ТНР в группе компенсирующей
направленности МБОУ «Начальная школа – детский сад №21» г. Сальска.
4.
Организация образовательного процесса в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
4.1. Содержание образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности
определяется
Адаптированной
основной
образовательной программой дошкольного образования для детей с
тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
МБОУ «Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска (далее - АООП
ДОО), обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4.2.
Планирование
образовательного
процесса
в
группе
компенсирующей направленности строится в соответствии с
требованиями АООП ДОО с учетом рекомендаций СанПиН.
4.3. Организация образовательного процесса регламентируется учебным
планом, перспективными планами, расписанием организованной
образовательной деятельности, режимом дня.
4.4. Основными организационными формами работы в группе являются
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, которые
проводятся
в соответствии с учебным планом и расписанием
организованной образовательной деятельности.
4.5. Продолжительность непрерывной организованной образовательной
деятельности (согласно САНПиН) для детей от 5 до 6-ти лет - не более
25 минут, для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
4.6. Количество и периодичность индивидуальных коррекционноразвивающих занятий зависит от тяжести нарушений речевого развития
ребенка.
4.7. Учитель-логопед самостоятелен в выборе коррекционной
программы,
утвержденной
(рекомендованной)
Министерством
образования Российской Федерации для работы с детьми, имеющими
речевые нарушения.
4.8. Воспитатели
группы компенсирующей направленности
осуществляют
коррекционно-развивающую
деятельность
по
Адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе
компенсирующей направленности МБОУ «Начальная школа - детский
сад № 21» г. Сальска в соответствии с образовательными областями,
согласно ФГОС ДО.
4.9. Деятельность учителя-логопеда направлена на:
диагностику уровня речевого развития детей,
определение направлений работы;
обеспечение полноценного овладения фонетическим строем
русского языка;
коррекцию звукопроизношения;
интенсивное развитие фонематического восприятия;
усвоение норм лексико-грамматических категорий;
обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию;
формирование
речевого
дыхания,
чувства
ритма
и
выразительности речи;
коррекцию нарушений слоговой структуры слова;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукового и слогового анализа и синтеза;
профилактику нарушений письма и чтения;
развитие общей и мелкой моторики,
что обуславливает формирование коммуникативных способностей,
речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста
с речевой патологией, как основы успешного обучения в массовой
школе, а так же его социализацию.
4.10. Работа воспитателя направлена на:
совершенствование артикуляционной, тонкой и общеймоторики;
закрепление произношения поставленных учителем-логопедом
звуков;
обогащение, уточнение и активизацию отработанной лексики
всоответствии с лексическими темами программы;
усвоение правильно сформированных грамматических категорий;
развитие внимания, памяти, логического мышления в играх
иупражнениях;
развитие связной речи;
закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и
синтеза;
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
решение общеразвивающих задач познавательного развития;
формирование художественно-творческих навыков;
формирование основ нравственно-патриотического воспитания;
формирование
полноценного
базиса
для
обучения
в
общеобразовательной школе.
4.11.
Организация
коррекционно-развивающего
процесса
обеспечивается:
своевременным логопедическим обследованием речи детей
(сентябрь, май), рациональным
составлением расписания
образовательной деятельности;
планированием фронтальной, подгрупповой и индивидуальной
работы учителем-логопедом, осуществляемой в соответствии с
реализуемой программой;
оснащением группы необходимым оборудованием и наглядными
пособиями;
совместной работой учителя-логопеда с воспитателями группы
(через
реализацию
планов
взаимодействия),
педагогомпсихологом, другими специалистами и родителями.
4.12. Комплексность педагогического воздействия направлена:
• на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков у дошкольников старшего дошкольного возраста с ТНР и
выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их
всестороннее гармоничное развитие;
• на осуществление своевременного и полноценного личностного
развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством
интеграции содержания образования и организации взаимодействия
субъектов образовательного процесса;
• на предупреждение возможных трудностей в усвоении программы
массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы
старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей
воспитанников при поступлении в школу.
4.13. На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности, воспитателями группы, учителем-логопедом и др.
участниками коррекционно-образовательного процесса ежегодно
составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
4.14.
Учитель-логопед,
воспитатели
и
специалисты
несут
ответственность за организацию и качество коррекционно-развивающей
работы с детьми, имеющими нарушения речи.
4.15. Ответственность за обязательное посещение занятий детьми несут
воспитатели, учитель–логопед, родители (законные представители).
4.16. Психолого-медико-педагогического консилиум (ПМПк) МБОУ
«Начальная школа-детский сад №21» г. Сальска обеспечивает
реализацию комплексного подхода к проведению коррекционной работы
в группе компенсирующей направленности.
5.
Материально-техническое и финансовое обеспечение.
5.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР,
логопедический кабинет размещается в помещении МБОУ.
5.2. Для вечерней индивидуальной работы воспитателя с детьми по
заданию логопеда оборудован логопедический уголок в групповой
комнате, оснащенный необходимым оборудованием.
5.3. Ответственность за оборудование, оснащение, санитарное
содержание и ремонт помещения группы возлагается на руководителя
Учреждения.
6. Документация.
6.1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе
компенсирующей направленности МБОУ «Начальная школа - детский
сад № 21» г. Сальска составляется старшим воспитателем, учителемлогопедом, воспитателями группы компенсирующей направленности,
педагогами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу в
группе компенсирующей направленности.
6.2. Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка группы
компенсирующей направленности заполняется
всеми участниками
психолого-медико-педагогического сопровождения детей данной
группы.
6.3. Заявления родителей (законных представителей) о зачислении в
группу компенсирующей направленности подаются на имя директора
МБОУ.
6.4.Табель
посещаемости
заполняется
воспитателями
группы
компенсирующей направленности.
6.4.
Для учета
коррекционного
процесса, который проводит
учитель-логопед, используется следующая документация:
-должностная инструкция;
- рабочая программа учителя-логопеда;
-журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
- речевая карта на каждого ребенка;
- план индивидуальной работы по коррекции выявленных речевых
нарушений на каждого ребёнка;
- план работы учителя-логопеда (годовой, перспективный,
календарный);
- индивидуальные тетради на каждого ребенка;
-журнал консультаций педагогов и родителей;
- годовой отчет о результатах коррекционного обучения (аналитическая
справка);
-мониторинг коррекционной работы;
- журнал обследования речи детей МБОУ;
-расписание занятий, утвержденное руководителем;
-график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем;
- циклограмма работы учителя-логопеда;
-портфолио учителя-логопеда.
7. Виды работ и рабочее время учителя-логопеда.
7.1. Учителем-логопедом осуществляются следующие функции:
диагностическая;
коррекционно-педагогическая;
организационно-методическая;
консультативная;
координирующая.
7.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г.
№191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников», Приказа
Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников» норма часов педагогической
работы учителя-логопеда на одну ставку установлена в астрономических часах
и составляет 20 часов в неделю.
7.3. Педагогическая деятельность предусмотрена должностными обязанностями
и тарифно-квалификационными характеристиками и включает:
• преподавательскую деятельность (непосредственную работу с детьми);
• экспертную, просветительскую, организационно-методическую работу;
• выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических,
методических советов;
• проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой;
• организацию и проведение методической, диагностической, консультативной
помощи родителям.
7.4. Оплата труда учителя-логопеда производится из расчета 20
астрономических часов в неделю.
7.5. На учителя-логопеда группы компенсирующей направленности
распространяются
все
льготы
и
преимущества,
предусмотренные
законодательством РФ для учителей-логопедов.
7.6. Должности учителей-логопедов устанавливаются из расчета 1 ставка
учителя-логопеда на 1 группу компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
8. Виды работ и рабочее время воспитателя группы
компенсирующей направленности.
8.1. В обязанности воспитателя группы входит
организация обучения,
воспитания, коррекции речевых нарушений детей по АООП МБОУ для детей с
ТНР «Начальной школы - детского сада № 21» г. Сальска, а также иные виды
деятельности, предусмотренные должностными обязанностями.
8.2. Во второй половине дня воспитатель группы проводит индивидуальные
занятия с детьми по закреплению материала, пройденного на коррекционных
занятиях с учителем-логопедом.
8.3. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности
назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и
прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации воспитателей для
работы с детьми, имеющими ОВЗ.
8.4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г.
№191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников», Приказа
Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников»оплата труда воспитателя
образовательного учреждения, работающего непосредственно в группах с
обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности
здоровья производится из расчета 25 астрономических часов в неделю.
8.5.На
воспитателя
муниципального
дошкольного
образовательного
учреждения, работающего непосредственно в группе с воспитанниками,
имеющими ограниченные возможности здоровья, распространяются все льготы
и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для педагогических
работников, непосредственно работающих с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья.
9. Руководство работой группы компенсирующей
направленности.
9.1. Общее руководство группой компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи осуществляет директор МБОУ.
9.2. Директор МБОУ осуществляет систематический контроль организации
образовательного процесса в группе компенсирующей направленности,
проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию
отклонений в речевом развитии детей, проводит анализ эффективности работы,
создает условия для повышения квалификации педагогов.
9.3. Учебно-методическое руководство деятельностью группы компенсирующей
направленности осуществляет старший воспитатель МБОУ.
9.4.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы
компенсирующей направленности
определяются правилами внутреннего
трудового распорядка и должностными обязанностями.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение может изменяться и дополняться в связи с
совершенствованием форм и методов работы группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
10.2. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются
руководителем по решению педагогического совета.